Таблицы и схемы на уроках истории России XX века

Реформы П.А.Столыпина

Первая мировая война

Февральская революция

Гражданская война

Новая экономическая политика

Мировой экономический кризис

Международные отношения

Великая Отечественная война

Переход от войны к миру

СССР в 1953-1964гг.

СССР в 1965-1985гг.

Перестройка в СССР

Новая Россия

 

 

 

Информационные технологии как средство развития  компетенций учащихся

Одной из приоритетных задач современного образования является развитие личности, которая сможет самоопределиться в окружающем мире и интегрироваться в этот мир. Выпускник должен не только и не столько обладать суммой знаний и умений, сколько овладеть набором способов деятельности, решения познавательных задач, проблем, т.е. компетентностями. Методы обучения изначально должны быть ориентированы на новые подходы к обработке информации. В качестве средства решения этих педагогических задач здесь могут выступать информационно-коммуникационные технологии. Рассмотрим, каким образом информационные технологии помогают формированию данных компетенций.

Мой кабинет истории оборудован компьютером и интерактивной доской, которые помогают решать вышеуказанные задачи на уроках истории и обществознания. Практически к каждому уроку я готовлю презентации, разработанные в программе Power Point из пакета Microsoft Office. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши компьютера или ручкой по интерактивной доске. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Диаграммы, схемы, иллюстрации применяются для активизации познавательной деятельности учащихся, служат источником для ответа на поставленный учителем вопрос и своеобразной формой опорного конспекта. Наглядный видеоряд позволяет оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Компьютер как универсальное средство обучения позволяет гораздо эффективнее решать целый ряд образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, усиливается мотивация к изучению предмета. Компьютерная среда для многих учащихся стала более привычной, нежели традиционная книжная.

Во-вторых, компьютер позволяет создавать любые «наглядные пособия» — видео — и аудиоподборки, анимированные карты и схемы, таблицы и т.п.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность.

Для детей игра является средством, помогающим легко и весело пройти через опрос. В момент игр ребенок захвачен им полностью, для него это реальность, в которой он находит применение своим знаниям. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме.

Такой, например, является созданная мной компьютерная деловая игра – «Гражданином быть обязан». Ее целью является: формирование у школьников правовой культуры; воспитанию гражданских качеств и чувств патриотизма; формирование базисных (начальных) знаний о государстве, общественных и государственных институтах, правах человека. Игра проходит в форме конкурса и рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Другая компьютерная игра называется «Художники-передвижники», задачами которой являются: формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества, умение применять полученные знания; развитие способностей учащихся к самообучению; воспитание у школьников патриотизма, гордости за великую русскую культуру. Игра проходит в форме конкурса и рассчитана на учащихся 8 классов. Вопросы викторины охватывают тему «Мир русской культуры во второй половине XIX века. Изобразительное искусство». Викторина открывает новые странички истории, содержит большую информацию о выдающихся деятелях русской культуры, об их произведениях, а также репродукции, которые не попали в школьный учебник.

Всё чаще в учебную деятельность внедряют тесты. Считается, что это самая объективная из всех существующих проверка знаний. Электронное пособие «Дорогами Великой Отечественной войны» предназначено для работы с различными видами теста и может использоваться в школе для автоматизации контроля знаний учащихся по теме «Вторая мировая и Великая Отечественная война». В состав пособия входят учебный материал и тесты, в основе которых лежит ЕГЭ по истории. В меню представлены названия разделов пособия, являющиеся гиперссылками, нажатие на которые приводит к перемещению в соответствующие разделы: «Если завтра война», «Трагическое начало», «Все для фронта, все для победы!», «На оккупированной территории», «Союзники», «Коренной перелом», «На пути к победе», «Полководцы победы». Ученик выбирает раздел обучения, самостоятельно прорабатывает теоретический материал, может в любой момент перейти к практическому выполнению заданий, снова вернуться к теоретическому материалу, то есть ребенок сам выбирает темп освоения нового для него материала, что, несомненно, является большим плюсом в освоении новых знаний. Когда учащиеся сами участвуют в процессе познания, управляя своими действиями и корректируя скорость работы, они чувствуют себя не объектами, а руководителями учебного процесса, а это значительно повышает интерес к учебной деятельности.

Заказать электронное пособие можно по e-mail:SlivaOV@sibmail.com

Таким образом, используя информационные технологии на уроках истории и обществознания, я стараюсь развивать информационную компетентность учащегося, повышая его подготовленность к жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от преподавателя огромной подготовительной работы, занимает длительное время, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения, созданием мотивации учения, а значит и удовлетворенностью от проделанной работы.