Таблицы и схемы на уроках истории России XX века

ppt Реформы П.А.Столыпина (85.5 kB)

ppt Первая мировая война (52.5 kB)

ppt Февральская революция (49 kB)

ppt Гражданская война (898.5 kB)

ppt Новая экономическая политика (75.5 kB)

ppt Мировой экономический кризис (91 kB)

ppt Международные отношения (301.5 kB)

ppt Великая Отечественная война (121.5 kB)

ppt Переход от войны к миру (41 kB)

ppt СССР в 1953-1964гг. (95 kB)

ppt СССР в 1965-1985гг. (82.5 kB)

ppt Перестройка в СССР (77.5 kB)

ppt Новая Россия (101 kB)

 

 

 

Информационные технологии как средство развития  компетенций учащихся

Одной из приоритетных задач современного образования является развитие личности, которая сможет самоопределиться в окружающем мире и интегрироваться в этот мир. Выпускник должен не только и не столько обладать суммой знаний и умений, сколько овладеть набором способов деятельности, решения познавательных задач, проблем, т.е. компетентностями. Методы обучения изначально должны быть ориентированы на новые подходы к обработке информации. В качестве средства решения этих педагогических задач здесь могут выступать информационно-коммуникационные технологии. Рассмотрим, каким образом информационные технологии помогают формированию данных компетенций.

Мой кабинет истории оборудован компьютером и интерактивной доской, которые помогают решать вышеуказанные задачи на уроках истории и обществознания. Практически к каждому уроку я готовлю презентации, разработанные в программе Power Point из пакета Microsoft Office. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши компьютера или ручкой по интерактивной доске. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Диаграммы, схемы, иллюстрации применяются для активизации познавательной деятельности учащихся, служат источником для ответа на поставленный учителем вопрос и своеобразной формой опорного конспекта. Наглядный видеоряд позволяет оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Компьютер как универсальное средство обучения позволяет гораздо эффективнее решать целый ряд образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, усиливается мотивация к изучению предмета. Компьютерная среда для многих учащихся стала более привычной, нежели традиционная книжная.

Во-вторых, компьютер позволяет создавать любые «наглядные пособия» — видео — и аудиоподборки, анимированные карты и схемы, таблицы и т.п.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность.

Для детей игра является средством, помогающим легко и весело пройти через опрос. В момент игр ребенок захвачен им полностью, для него это реальность, в которой он находит применение своим знаниям. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме.

Такой, например, является созданная мной компьютерная деловая игра – «Гражданином быть обязан». Ее целью является: формирование у школьников правовой культуры; воспитанию гражданских качеств и чувств патриотизма; формирование базисных (начальных) знаний о государстве, общественных и государственных институтах, правах человека. Игра проходит в форме конкурса и рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Другая компьютерная игра называется «Художники-передвижники», задачами которой являются: формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества, умение применять полученные знания; развитие способностей учащихся к самообучению; воспитание у школьников патриотизма, гордости за великую русскую культуру. Игра проходит в форме конкурса и рассчитана на учащихся 8 классов. Вопросы викторины охватывают тему «Мир русской культуры во второй половине XIX века. Изобразительное искусство». Викторина открывает новые странички истории, содержит большую информацию о выдающихся деятелях русской культуры, об их произведениях, а также репродукции, которые не попали в школьный учебник.

Всё чаще в учебную деятельность внедряют тесты. Считается, что это самая объективная из всех существующих проверка знаний. Электронное пособие «Дорогами Великой Отечественной войны» предназначено для работы с различными видами теста и может использоваться в школе для автоматизации контроля знаний учащихся по теме «Вторая мировая и Великая Отечественная война». В состав пособия входят учебный материал и тесты, в основе которых лежит ЕГЭ по истории. В меню представлены названия разделов пособия, являющиеся гиперссылками, нажатие на которые приводит к перемещению в соответствующие разделы: «Если завтра война», «Трагическое начало», «Все для фронта, все для победы!», «На оккупированной территории», «Союзники», «Коренной перелом», «На пути к победе», «Полководцы победы». Ученик выбирает раздел обучения, самостоятельно прорабатывает теоретический материал, может в любой момент перейти к практическому выполнению заданий, снова вернуться к теоретическому материалу, то есть ребенок сам выбирает темп освоения нового для него материала, что, несомненно, является большим плюсом в освоении новых знаний. Когда учащиеся сами участвуют в процессе познания, управляя своими действиями и корректируя скорость работы, они чувствуют себя не объектами, а руководителями учебного процесса, а это значительно повышает интерес к учебной деятельности.

Заказать электронное пособие можно по e-mail:SlivaOV@sibmail.com

Таким образом, используя информационные технологии на уроках истории и обществознания, я стараюсь развивать информационную компетентность учащегося, повышая его подготовленность к жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от преподавателя огромной подготовительной работы, занимает длительное время, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения, созданием мотивации учения, а значит и удовлетворенностью от проделанной работы.